На выставке Integrated Systems Russia впервые прошла конференция об особенностях интеграции цифровых технологий в российских театрах

Распространение инноваций и внедрение цифровых технологий в различные сферы жизни позволяет не только повысить эффективность любой деятельности, но и по-новому организовать внутренний рабочий распорядок и управление персоналом. В условиях цифровой трансформации автоматизируется большинство процессов, а решения по дальнейшему развитию принимаются исходя из аналитики больших данных. Эти достижения технологического прогресса используются повсеместно: специализированные информационно-коммуникационные решения находят применение как в бизнес-среде, так и в культурной сфере. О том, какие сложности возникают при модернизации процессов и какие шаги на пути к инновационному будущему российской культуры стоит предпринять, поговорили 23 октября, в первый день международной выставки Integrated Systems Russia 2019, на конференции «Театр в цифровую эпоху».

Конференция «Театр в цифровую эпоху» – новинка деловой программы Integrated Systems Russia. 23 октября на мероприятии собрались главные специалисты в области театрального дела и интеграторы мультимедийных решений. Отправной точкой и смыслообразующей темой первой сессии «Технологии на службе у искусства. Подходы к восприятию и взаимодействию театра с цифровыми технологиями», модератором которой выступил Валерий Яков, главный редактор журнал «Театрал», послужил обзор национального проекта «Культура». Он регулирует цели, предварительные планы и задачи по распространению цифровых решений и разработке виртуальных платформ для создания глобальной культурной среды, которая должна охватить все субъекты страны.

План реализации проекта представил Вадим Ваньков, директор Департамента информационного и цифрового развития, Министерство культуры РФ. В рамках проекта планируется построить 500 виртуальных концертных залов, создать 450 гидов по выставочным проектам, провести свыше 600 онлайн-трансляций, оцифровать 48 тыс. книжных памятников для Национальной электронной библиотеки. Эффективным и простым способом сделать искусство доступным для широкой аудитории становится проект культурного стриминга, представляющий собой организацию онлайн-трансляций. На сегодняшний день этой технологией воспользовались свыше 250 учреждений культуры, количество прямых трансляций превысило 1500, а уровень просмотров достиг отметки в 85 млн.

В ходе дискуссии спикеры привели примеры из общего опыта, касающиеся тех трудностей, с которыми пока связан переход культурных артефактов к цифровым формам. Эльмира Щербакова, генеральный продюсер проекта «Театральная Россия», отметила, что онлайн-театры сталкиваются с проблемой авторского права при организации трансляций спектаклей и значительными трудностями в продвижении и дистрибуции материалов, так как крупные кинотеатры предпочитают выбирать только тот контент, в котором задействованы и исполняют роли медийные личности.

Мария Ревякина, генеральный директор АНО «Фестиваль «Золотая Маска», на примере проекта «Золотая Маска в кино» подтверждает, что самым сложным в подготовке и создании театрального контента для последующих показов в кинотеатрах является очистка авторских прав и получение лицензии, а также непосредственно сама съемка.

Надежда Котова, генеральный директор Cool Connections, утверждает, что цифровая эпоха задает стандарты и способы передачи изображения. Теперь трансляции организовываются в соответствии с высокими требованиями к качеству и передаются по спутниковому сигналу. Но этот, казалось бы, положительный фактор становится камнем преткновения для осуществления онлайн-показов в регионах, где до сих пор существует проблема цифрового неравенства и разница в скорости интернета.

Павел Хлопин, директор Культурного центра «ЗИЛ», поделился опытом преобразования пространства Культурного центра «ЗИЛ» с использованием цифровых технологий. Они становятся единственным способом проведения творческих экспериментов и развития данного культурного пространства, так как центр является архитектурным памятником, что автоматически делает невозможным внесение существенных изменений в облик здания.

Николай Школьников, руководитель отдела визуальных решений Panasonic, рассказал, какие разработки Panasonic могут быть эффективно применены в театрах. Среди них компактные и тихие проекторы PT-RZ31K Series, ядерно-люминофорные проекторы с потоком 50 000 лм, более яркие модели 1-chip-DLP4K с цветопередачей, а также специальные панели, при помощи которых можно оформить входные зоны, например, вывести на них афиши. Новый взгляд на проектирование и программирование театральных постановок представил Игорь Ишеев, технический директор Polymedia, рассказав о голографических спецэффектах, динамическом мэппинге, интерактивном виртуальном пространстве.

В панельной дискуссии «Интеграция современных решений и технологий в театральное пространство» под модераторством Артура Ратке, заместителя директора по развитию театральных технологий Малого театра, внимание было уделено цифровым коммуникациям внутри театра. Олег Назаров, начальник Цеха сценических эффектов Новой сцены Большого театра России, отметил, что требования к техническому оснащению театров постоянно растут, а наибольшую популярность среди используемых технологий приобретает видео. Однако важно помнить, что для поддержания высокой технической планки театр нуждается в грамотной организации хранения данных, наличии надежных информационных сетей.

Роман Улизко, руководитель службы информационных технологий Большого театра, подчеркнул важность использования цифровых технологий при организации рабочего процесса в театре. Так, например, система расписания событий значительно облегчает взаимодействие между всеми театральными подразделениями. Использование BIM-проектирования позволяет театру быть мобильным, что особенно важно в период гастролей, так как данная технология обеспечивает оцифровку декораций и света.

Мария Ленарская, руководитель звукового цеха Московского театра Мюзикла, назвала основные проблемы, с которыми сталкиваются театры при реализации акустических комплексов. Наиболее часто происходят ситуации, когда оборудование не соответствует репертуару и художественному замыслу, не находит применения из-за сложности в эксплуатации либо не согласовывается с сотрудниками, которым и предстоит на нем работать. Денис Ширко, художественный руководитель независимой творческой группы «Идеальный театр», рассказал об этапах постановки спектакля с использованием бесконтактного сенсорного контроллера Kinect for Windows.

Международная выставка Integrated Systems Russia завершилась 25 октября. Последние разработки представили свыше 50 компаний со всего мира. Выставка широко известна по всей России и за её пределами и ежегодно собирает производителей и ведущих специалистов в области AV и системной интеграции, позволяя наладить взаимодействие между представителями отраслей. Следить за обновлениями и новостями мероприятия можно здесь: https://www.isrussia.ru/

28 Октября, ISR
Вернуться в раздел